Георгий Данелия: Я не снял все, что хотел, но только то, что хотел

  • Дата: 14:00 07-04-2019
  • Просмотров: 100
  • Печать

Культовый отечественный режиссер Георгий Данелия скончался в Москве в возрасте 88 лет. Ушел представитель той легендарной кинематографической эпохи, о которой вот уже более четверти века с ностальгии вспоминают россияне. Да и не только они. Что ни фильм тогда был, то событие в искусстве!

Он тяжело болел в последнее время. В конце февраля его госпитализировали в реанимацию с воспалением легких. Состояние было столь тяжелое, что врачам пришлось ввести его в искусственную кому. «Из комы благополучно вышел, пришло, пусть незначительное, но облегчение», — рассказывала в те дни его жена Галина Юркова-Данелия. — Правда, говорить не может из-за трубки в трохее, но все понимает, объясняется губами и жестами".

С легкими у него давно были проблемы (эмфизема), несмотря на то, что курить бросил давно. Похоже, нынешнее воспаление стало следствием общего ослабления организма из-за другого, более тяжелого недуга.

Георгию Данелия, «русскому грузину», как называл он себя, родившемуся в Тифлисе (ныне — Тбилиси), но в возрасте одного года переехавшему с родителями в Москву, достаточно было снять одного лишь «Афоню», чтобы навсегда полюбиться зрителю. Или «Мимино». Или, чуть раньше, очень светлый, жизнеутверждающий фильм «Я шагаю по Москве» с молодыми талантливыми многообещающими (и обещания оправдавшими) Галиной Польских, Никитой Михалковым, Евгением Стебловым. Но были ещё и искрометные, враз разобранные на цитаты «Джентльмены удачи», незабвенный «Осенний марафон», фантасмагорическая «Кин-Дза-Дза!»…

Сценарий «Джентльменов» он писал, как известно, в соавторстве с драматургом и писателем Викторией Токаревой. Писалось, по словам обоих, весело, легко. Чему в немалой степени поспособствовал разгоревшийся в процессе работы между соавторами бурный роман. Недавно Виктория Самойловна, давая телеинтервью, в очередной раз вспоминала об этом. Что-то с грустью (женился-то на другой). А что-то с улыбкой. В частности, о том, как даже в постели её возлюбленный мог вдруг воскликнуть: «Я придумал сценарный ход!».

Он был горяч, как и положено грузину. Чувственен, как свойственно людям искусства. И всегда верен близким ему людям, друзьям, любимым. С той же Токаревой поддерживал добрые отношения практически до последних своих дней. Мало кто помнит, что он состоял в близком родстве с блистательной Софико Чиаурели, грузинской театральной и советской киноактрисой, его двоюродной сестрой. Когда у той умер муж, тоже известный актер, а ещё популярный футбольный телекомментатор Коте Махарадзе, а потом тяжело заболела сама Софико, он помогал ей с лекарствами, поддерживал, как мог, морально

Кто-то, возможно, вспомнит, вторую его жену красавицу актрису Любовь Соколову. Они не были расписаны, прожив вместе почти два десятка лет, растили сына, который трагически погиб. Это стало страшным горем для обоих родителей.

Многие актеры мечтали сняться у него. Не оставляли надежд попасть в его картину, несмотря на то, что приоритет он отдавал обычно тем, с кем уже приходилось работать. Среди его любимцев были Вахтанг Кикабидзе, Евгений Леонов, Борис Андреев(последний — из поколения мэтров 1940−160-х гг.).

Так случилось с Олегом Басилашвили, сыгравшим, не в последнюю очередь благодаря своей находчивости, в «Осеннем марафоне».

Корреспондент «СП» позвонила Олегу Валериановичу с просьбой вспомнить о Георгии Николаевиче.

 — Умер Данелия? Ах, какая беда! — Горестно вздохнул Олег Басилашвили. — Да, конечно, он долго болел, но мы надеялись, он же такой упертый был…

«СП»: Вы как-то рассказывали мне о сьёмках в «Осеннем марафоне», как сумели получить роль.

 — Я узнал о том, что Данелия ищет исполнителя на главную роль в своей новой картине. А мне очень хотелось у него сняться, хотя бы даже в эпизоде. Решил попытать счастья. Будучи в Москве, встретился с ним. Ничего не спрашиваю, говорим о стороннем. Слово за слово, узнаю, что уже порядка ста человек, всё актеры хорошие, известные, пытали счастья на пробах, но неудачно. Тут Георгий Николаевич сообщает, что ему пора ехать, предлагает подвезти меня. Едем. На полпути я прошу остановиться у перекрестка, выхожу. И медленно, словно нехотя тащусь к переходу мимо глаз внимательно глядящего мне вслед мастера. Спустя короткое время после этого получаю предложение от него — играть Бузыкина. Ему мой вид со спины показался весьма убедительным.

— Больше не снимались у Данелия?

 — К сожалению, не довелось. Но мы на всю жизнь остались друзьями. Общались и лично, и по телефону. Когда минувшей зимой его госпитализировали, я регулярно узнавал о его самочувствии. Навещать не решился. К нему ведь там множество разных трубочек подключили, поддерживая жизнедеятельность… Вечная память!

Перестав по разным причинам снимать кино, Данелия стал писать воспоминания. Выпустил книгу «Безбилетный пассажир. Байки режиссера». Есть там одна фраза, много объясняющая. В том числе, почему, в отличие от иных своих коллег, он никогда не сетовал на советскую власть, любившую вставлять палки в колеса творцов.

Цитирую: «Я ни в коем случае не хочу, чтобы создалось впечатление, что я пытаюсь выглядеть жертвой советской власти. Напротив. Я благодарен этой власти за то, что она дала мне возможность заниматься любимым делом. Правда, я не снял всё, что хотел. Но снял только то, что хотел!».

Тем и велик…

новости партнёра
Новости от RED TRAM